kuznetsov_ru (kuznetsov_ru) wrote,
kuznetsov_ru
kuznetsov_ru

как я провел выходные. лесные дороги.

Полузаросшие лесные дороги спутники мои частые и завидно регулярные. Так и вчера, далеко-далеко, где ни зла, ни беды, а лишь память глухая таится по логам в ильмовых чащях, торили мы дорогу. Пробивали заново. Сквозь лесной чащобник и буреломы с ветровалами. Между двумя лесными деревеньками Михайловкой и Манагорой. Я не знаю историю этих деревень. Нет, не знаю. Знаю только и отдаю себе отчет, что лучшие годы их давно позади. Возникли они у подножия невысокого хребта Ману когда-то. Построены были переселенцами-припущениками на землях башкир шайтан кудеевской волости. И жили там люди. Землю пахали, дома строили да детей ростили. Места здесь довольно суровы и урожай сам три, да или вообще заморозками побьет в неудачный год. Урал. Вот они горы волнами синеют за Лемезой. А люди жили. И жили хорошо. А лесной часослов здешний написан языком глухих покосов, старых делянок и дорог. Когда не было телевидения и телефона, сообщения между близлежащими населенными пунктами было самое прямое. Посредством дорог. Сообщение это сохранялось еще и в советское время. А потом когда пошли новые времена и деревни стали умирать, сошло на нет. Дороги все равно сохранились. К теме лесных сообщений я обращался до этого не раз. Сохраняются они урманах и сохраняются долго. Зарастают сначала травой, потом кустарником и лесом. Но интуитивно угадываются и читаются годами. За каждой из них стоит человек или не один. Кто первый протропил, нашел верное направление в лесу, пробил среди чащи дорогу. Как звали этих людей? Кто теперь вспомнит! А сколько их по Уралу? Много!
. Когда-то здесь и вправду жизнь кипела. И хутора и с деревеньками были частыми. А нынче, в 21-м веке время забрало свое. Люди из леса ушли, и образовалась глушь великая. Среди которой медведь стал самым заурядным зверем. Встретишь не порушенный малинник – уже находка. Вот в одно из таких мест мы и сунулись вчера, в субботу. Эта старая дорога была проложена настолько удачна и гениально, что срезает третью часть расстояния от Уфы до районов средней Лемезы и Инзера, и делает вполне реальной заброску в эти районы с федеральной трассы М5. Расстояние от Михайловки до Манагоры небольшое, десяток километров. Но большая часть этого расстояния идет по лесу, подножием хребта, пересекая многочисленные ручьи да бочажины, что тянутся со склонов Манагоры.
До нас кроме охотников вряд ли здесь кто ходил последние два десятка лет. И вот странным днем 25 июля шум машин, речь человеческая да четыре бензопилы подняли переполох .Всего-то расстояние семь километров. А и те не прошли. Четыре с половиной часа прорубались через буреломы! Лес за эти годы забрал свое. Двадцать метров и завал. Двести метров и промоина. Машины бросали и к финишной точке выходили уже на трех. Сколько кубометров замшелых бревен переворочали за это время? Да кто считал! Я слышал однажды про железную дорогу в сельве, которую люди не успевали отвоевывать у джунглей и однажды сдались и бросили. Так вот наш северный лес также все забирает и довольно быстро обратно. Только направление и чуть заметные колеи. Однако вчера мы что-то изменили? Возможно. Пусть не доделали, пусть оставили немного на потом. Но однако дали, почти дали вторую жизнь одному из многочисленных лесных путей. Который, да, будет служить пока что только джиперам-путешественникам. Но кто его знает. Чем черт не шутит и что говорит промысел божий? Может когда нибудь опять сюда вернуться люди и дороги эти станут востребованы.
Tags: дороги, краеведение, про лес
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments