kuznetsov_ru (kuznetsov_ru) wrote,
kuznetsov_ru

карелия. медвежьегорск, беломорканал. онега.

После Суоярви попали мы совсем уж в места дикие. Лесной поселок Поросозеро. Магазин в любом таком поселке есть средоточие информации и языков нужно брать именно там. В магазине нам и обьяснили, что если хотите увидеть совсем уж глухомань и этнографию в одной бутылке, то нужно проехать еще километров тридцать до границы, где находится один из старинных финских хуторов Мотко. Жалею, что не поехали туда. Но приходится чем-то жертвовать, в угоду Большому Путешествию. А впланы Большого Путешествия входило доехать также и до Онеги с осмотром Беломорканала. Туда мы из Поросозера и двинулись. По внутренним дорогам. Где по асфальту, чаще по грейдеру выехали на федеральную трассу М18 «Кола» или мурманское шоссе, что идет от Питера. Дорога меня приятно поразила. Очень хорошо сделанная и пустая. Движения практически нет! Чувствуется близость севера. Лес небольшой, темнеет поздно. Когда повернули на Медвежьегорск, до Мурманска оставалось в районе восьмиста километров.

Медвежьегорск, небольшой городок на берегу Онеги, бывшая станция Медвежья гора на мурманской железной дороге. Из достопримечательностей разглядел гостиницу, построенную в стиле конструктивизм и памятник Кирову Километров через тридцать доехали мы до Повенца, где собственно и находится начало Беломорканала. Канал берет начало из Онеги первым шлюзом, который входит в состав так называемой повенчанской лестницы. Она состоит из восьми шлюзов, посредством которых суда подымаются на водораздел между Белым морем и Онегой, на 107 метров. Шлюзы находятся друг от друга не в далеке и вся система занимает километров пятнадцать. Вдоль канала по насыпи идет дорога. Покатались, пофоткали. Для меня канал был интересен с одной стороны как инженерное сооружение, а с другой как исторический объект. Ну вот, мечта осуществилась. Именно здесь пролегла линия обороны между нами и финнами в 1941 году, когда они двинулись оккупировать Восточную Карелию. На повенчанской лестнице в декабре 41 были взорваны шлюзы и Повенец с мирным населением и финское войско были просто смыты в Онегу. Онежское озеро. Оно просто огромное! С мола, на котором стоит маяк я вижу море, но сверяясь с картой, понимаю, что всего лишь узкий относительно озера Повенецкий залив. Хоть и поменьше Ладоги. Долго едем через лес и наконец выезжаем на самый берег. Тайга, песчаный пляж и много воды. Где-то у горизонта чуть видны суда, идущие к каналу. На стоянке полным-полно мусора. Очевидно, нет здесь традиций убирать за собой. Всего ведь много. В Карелии народ живет или лесом или рыбой. Тут собственно так и есть: камни, озера и лес. Сижу, любуюсь простором озера. Как же я мечтал с прошлого года попасть сюда! И вот мечты начали сбываться. Где-то там Урал за тридевять земель. На какой-то день я начал полагать, что его нет. Нет вообще ничего. Ни Урала, ни Питера. Только вот этот нескончаемый лес и бесконечные озера.
            На следующий день к вечеру прибываем в Петрозаводск. Цель – купить на рынке морошки. Морошки нет. И вообще она здесь дико дорогая. Все таки хоть и север, но не совсем еще! Петрозаводск город небольшой, симпатичный. Вытянулся вдоль Онеги. Немного погуляли по набережной. Там находится множество скульптур в стиле современного искусства. Такой вот музей под открытым небом. Едем дальше, по мурманскому шоссе. Пошел обратный отсчет километров, мы начинаем движение в сторону Питера. Промежуточная цель – доехать до берега Ладоги и там переночевать. Но уже в темноте прибываем в поселок Сясьстрой и останавливаемся на берегу ладожского канала. Ладоги нам сегодня уже не видать. Канал тоже будем осматривать завтра..

мурманская трасса

медвежьегорск

свято никольский храм на берегу ББК