kuznetsov_ru (kuznetsov_ru) wrote,
kuznetsov_ru

на машине в карелию. достопримечательности. во глубину леса.

На 17 километре дороги от Сортавалы к поселку Вяртсиля, что у финской границы на реке Тохмайоки, находятся пороги, широко известные по фильму «А зори здесь тихие». Если повернуться спиной к дороге, то можно ясно представить себе киношную глухомань. А между тем пороги находятся всего лишь в двухстах метрах от шоссе. Здесь есть замечательная парковка, кафе. Над округой стелется дым от шашлыка. Гуляют финны вперемешку с русскими, в основном приехавшими из Москвы и Питера. У меня довольно быстро сложилось впечатление, что приезжим карельскую глубинку не удивишь. Сколько бы раз я не говорил, что приехал из Башкирии, удивление это даже в самом глухом лесном поселке не вызывало. То ли не знали, где это находится, то ли привыкли к туристам.

Древние рускеальские каменоломни находятся чуть дальше по дороге. Ломать мрамор первыми здесь начали шведы еще в 12 веке. Расцвет же добычи камня пришелся на строительство Петербурга. Ныне здесь устроен каменный парк. Вокруг каньона, вдоль обрыва оборудована тропа со смотровыми площадками. По бирюзовой воде можно покататься на лодке. Стены каньона высоки, да и глубина воды судя по всему не маленькая. С высоты на дне видны огромные глыбы.
            Вернулись к Сортавале и поехали теперь уже на восток по северному побережью Ладоги. Дорога все время идет в виду озера. Небольшие деревеньки. Поселок Ляскиля, порог на Янисйоки (заячья река). Просто поражает жуткой мощью и напором. Река Янисйоки, как и большинство карельских рек вытекает из озера, одноименного, Янисярви. Дебет ее одинаков в любое время года. Поток ревет, водяная взвесь стоит над сбросом. У порога еще в 1899 году построена целлюлозная фабрика. У здания фабрики стоят леса, и строители облагораживают фасад. Очевидно, из памятника промышленной архитектуры делают очередной туристический объект, которых уже по Ладоге не мало. Постоянно останавливаются автомобили, вылезает народ. Фотографирует.
            Места вокруг Ладоги таковы, что можно ехать по кругу и постоянно найдется, что посмотреть. С некоторым сожаление повернули от побережья на север. Следующей целью путешествия была внутренняя Карелия. Еще перед поездкой задумал я проехать вдоль западно-карельской железной дороги, почувствовать атмосферу ушедшей Финляндии. Ее хуторов и заброшенных лесных поселков. Ведь до 1940 год это была территория  старой Суоми. Вообще граница между «русской» и «финской» Карелиями угадывается легко. На финской стороне вся топонимика так и осталась финской. Например название озер в западной. «финской» Карелии будет что-то типа «Янисярви», Ниетъярви. А в восточной, русской Сямозеро, Выгозеро и т.д. Надо сказать, что до и во время поездки воспринимал я финнов, как и многие в нашей стране как таких простодушных флегматичных добрых парней из деревни. И Финляндию видел в таком же идеалистическом свете. Но по возвращению в Уфу я жадно прочитал много материала о Зимней войне 1939-1940, о второй мировой, о становлении финской республики. Отношении к финнам изменилась на противоположенное. Но об этом позже.
            На север пошел грейдер, которых здесь много. В Карелии, в отличии от Урала приличная дорожная сеть и всю территорию республики можно проехать вдоль и поперек на обычном автомобиле. Во всяком случае южную и среднюю ее часть. Заехали на огромное озеро Янисярви. Не Ладога, но масштабно. На острове наткнулись на разрушенные сооружения, предположительно оставшиеся от финнов. Влажность тут такая, что с тех времен на крыше одного из зданий вырос лес.
            Озера, озера. Из озер вытекают порожистые реки. Пороги любезно располагаются возле мостов, дабы не затруднять их фотографирующего. Вода не просто рыжая. Она черно-коричневого цвета. Даже в колонке, в поселке Суоярви вода имеет цвет слабой чайной заварки. Вкус воды специфический и довольно противный. При этом вода очень мягкая. Остановились сполоснуться. Мыло смывали долго!
           Поселок Суоярви (болотистое озеро) стоит на берегу одноименного озера. В поисках ночлега обьезжаем озеро вокруг и останавливаем на прекрасном песчаном пляже среди сосен. С экологией правда чудес не происходит. На всем протяжении поездки встречали мы одно и тоже: поразительно наплевательское отношение к природе. Колоссальные рубки и горы мусора, в местах стоянок. Наверное это от ощущения того, что всего много. Не думаю, что в соседней Финляндии происходит тоже самое! Экватор путешествия. Наконец-то посещает чувство оторванности от цивилизации и погружения в северную природу. На небо выкатила луна, прочертила лунную дорожку по зеркалу. Выпиваю вина. Сажусь не берегу. Приходит расслабление. Я чувствую кожей этот древний северный лес! Я не финн, не суоми. Но во мне течет очень много финно-угорской северной крови. Та же третья группа, я такой же индивидуалист. Гармония с окружающей природой для меня не пустой звук. Понимаю, что мне не здесь чертовски кофортно. А завтра мы поедем еще дальше на север, в самую глубину терра инкогнито Карелия.

то самое место из кино

рускеальская каменоломня

порог на Янисьйоки

финские сооружения, судя по всему военного характера. на крыше растут елки