kuznetsov_ru (kuznetsov_ru) wrote,
kuznetsov_ru
kuznetsov_ru

Прокудин-Горский

                                                      
                                                                                   С. М. Прокудин-Горский          
 
                  Время быстротечно и неумолимо. Наступил новый век и вот, будто бы не было старого. Время-река, то занесет песком забвения прошлое, а то возьмет да и вынесет на поверхность то, чему мы будем дивиться как чуду, не веря глазам своим.
                Передо мной лежит альбом уникальных фотографий русского фотохудожника Прокудина-Горского. На работах, датированных 1910 годом, пронзительно знакомые-любимые уфимские холмы, яры над Белой, церкви и мечети, утопающие в зелени дворики старой Уфы. Далее – совсем еще недавно построенная транссибирская магистраль, горные заводы, уральская природа. Фотографии потрясающего качества, но самое главное, что перед нами одни из первых цветных фотографий навсегда ушедшей эпохи. Это не раскраска и не компьютерная фальсификация, хотя по началу с трудом верится в реальность. Время-река устроило очередной сюрприз и вернуло нам из небытия творчество Мастера, чье имя на долгие годы в России было забыто. Заставило поверить в откровение: в начале прошлого столетия в России существовала цветная фотография!

        
          Представитель старого дворянского рода Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился в 1863 году, во Владимирской губернии. Обучался в Технологическом институте, где посещал лекции  Д. И. Менделеева, там же наряду с химией увлекся фотографией. В 1889 году оставив институт, уехал в Германию, где заинтересовался научной стороной разработки цветной фотографии. Перебравшись в Париж, Прокудин- Горский занимался в лаборатории химика Эдме-Жюля Момене, известного исследователя в области цветоотделения. Вернувшись в Россию, Горский продолжил исследования проблем получения цветного изображения. Разрабатывает ряд учебных курсов по технике фотографии, становится членом Императорского Технологического общества. В 1904 г. Прокудин-Горский, постоянно усовершенствуя, разрабатывает, фотопластины, которые позволяют делать цветные снимки, подходящие для проекции.  В 1905 году его работа была представлена общему заседанию фотографической секции Русского Императорского Технологического общества. Постепенно приходит известность. Его избирают председателем фотографической секции, членом Московского и Петербургского фотографических обществ. В последнем  место Почетного председателя принадлежало брату царя, Великому князю Михаилу Александровичу. Одновременно Прокудин-Горский является редактором-издателем журнала «Фотограф любитель», где описывает множество деталей процесса фотографирования. В 1908 году Горский делает знаменитый портрет Льва Толстого в Ясной Поляне, который вскоре обошел множество журналов и, скорее всего, известен большинству наших современников. В то время технология цветной фотографии была такова, что съемка производилась последовательно на три фотопластины, через три разных фильтра. Показ заключался в проецировании изображения на экран опять же тремя лучами, совмещаясь в одном месте. Таким образом, на экране получалось цветное изображение. С показами цветных фотографий Прокудин-Горский стал необычайно известен в Петербурге. На одном из таких показов оказался великий князь Михаил Александрович, который в 1909 году помогает устроить показ самому императору. Еще в 1905 году Прокудин-Горский задумал грандиозный проект по съемке необъятной Российской империи. Встреча с Николаем II в царском селе решила судьбу начинания. Министру сообщения Рухлову было дано указание оказывать всяческое содействие Прокудину-Горскому. Ему выделили специально оборудованный пульмановский вагон, автомобиль «Форд» повышенной проходимости. Николай II сам выписал на имя Горского подорожную, где предписывалось: «все официальные лица должны ему содействовать в любом месте и в любое время…». А также Прокудин-Горский получил поручение от императора снимать все стороны российской жизни. Первой была снята по поручению императора система Мариинских каналов, сохранившаяся еще с петровских времен. В 1909 Прокудина-Горского побывал на Волге и Среднем Урале. В 1910 фотоэкспедиция прибывает на Южный Урал.
            За шесть лет до этого, в своем путешествии по российской империи Николай II планировал посетить и Уфу.  Все было готово к встрече императора, на перроне собрались знатные горожане, а на въезде в город была устроена триумфальная арка. Неожиданно, без видимых причин, еще до того, как император проследовал в город, арка рухнула. Будучи человеком суеверным, Николай отказался от посещения Уфы. Поэтому, говорят, что при поездке на Южный Урал Прокудиным-Горским, съемка Уфы производилась по личному поручению Николая II. Так ли это было или нет, однако до нас дошло около десяти фотографий города. Также мы сегодня имеем возможность увидеть Миньяр, Сим, Златоуст и другие знакомые нам места столетней давности.
            Надо сказать, что все фотографии делались Прокудиным-Горским за свой счет, а это было весьма не дешево. Одна фотография по подсчетам самого фотографа обходилась примерно в десять рублей. Столько в то время стоила корова. Финансовый кризис замаячил довольно быстро после начала проекта. В 1911 году правительство приняло решение купить коллекцию фоторабот Прокудина-Горского, но убийство премьер-министра Столыпина перечеркнуло эти планы. Начавшаяся вскоре первая мировая война, а за ней революция помешали завершить проект. За годы, проведенные в поездках по Российской империи, Прокудин-Горский успел заснять Волгу, Каму, Средний и Южный Урал, Карелию, Среднюю Азию, Кавказ. В 1918 году, после расстрела царской семьи, Прокудин-Горский покидает Россию, увезя с собой большую часть фотопластин. Ему не дают вывезти в основном фотографии царской семьи, которые он делал неоднократно. С этого момента начинается забвение на Родине.
 Какое-то время Прокудин-Горский живет семьей в Норвегии, Англии. В начале двадцатых в Ницце работает в лаборатории с братьями Люмьер и наконец останавливается в Париже. Умирает Прокудин-Горский там же, в 1944 году. В конце сороковых представителем Рокфелерского фонда Джоном Маршалом фотопластины, всего около 1600 штук, приобретаются за пять с половиной тысяч долларов у наследников и попадают в Библиотеку Конгресса США.
Новая жизнь фотографий Прокудина-Горского начинается с развитием цифровых технологий. В 1983 году в США Роберт Олшауз выпускает альбом его работ «Фотографии для царя». В начале уже этого века известный фотограф Вальтер Франкаузен выполнил огромную работу по реставрации около сотни снимков, которые были показаны на нескольких выставках. Возвращение же Прокудина-Горского на Родину произошло в 1987, когда американский президент Рональд Рейган по приезду в Москву в презентовал Михаилу Горбачеву фотографию из архива фотохудожника. Сегодня оцифрованные фотопластины доступны на сайте Библиотеки Конгресса и любой желающий может почувствовать течение времени, увидеть ушедшую навсегда эпоху.
С известностью работ Прокудина-Горского в среде фотографов,  появилось даже такое увлечение: снять как можно ближе к точке съемки, с которой снимал сто лет назад Горский. В это время, когда я заканчиваю писать эту статью, ведется работа по организации выставки работ Сергея Михайловича Прокудина-Горского в Уфе. И думается, будет очень не плохо, если наряду со старыми фотографиями мастера будут представлены современные работы, снятые с тех же точек.



панорама НовойУфы, со стороны Старой. Видны спуски улиц Ильинской (Фрунзе), Казанской (Октябрьской Революции), Пушкинской
               
                        скалы напротив вокзала в Миньяре

        

           

Tags: статьи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments