kuznetsov_ru (kuznetsov_ru) wrote,
kuznetsov_ru
kuznetsov_ru

босса

      Где-то там, в самом начале, когда во все стороны света открывались тысячи разнообразных дорог, я впервые услышал Антонио Карлуша Жобима и Стена Гетца. Где - уже не помню, как - тоже, но именно тогда произошло мое знакомство с босса новой.
      Утекло много воды, я услышал много разной музыки, но года от года приязнь к чувственному и романтичному «бразильскому джазу» становится только больше
     Казалось бы музыка, как музыка. Да, очень красивая, весьма популярная в мире. Но разве мало в мире красивой музыки? Конечно, нет! Однако вся фишка здесь в том (каламбур получился, какой – поймете позже), что музыка это такая тонкая материя, и когда мы говорим о музыке, мы вряд ли думаем про ноты, которыми она записана, мы скорее представляем образы, навеянные ей, пытаемся передать словами настроение и чувства, возникшие при прослушивании. А часто, когда слов не хватает, хочется взять в руки гитару и сыграть. С босса новой это особенно верно. Мелодичная и заводная, но в то же время изысканно-прохладная, она сразу предлагает тебе самому сделать что-то похожее! Соединение американского джаза и бразильской самбы, лед и пламень. Вы знаете, ведь очень и очень не легко соединить две противоположенности. Однако когда это происходит получается нечто, весьма похожее на чудо. Я склонен считать, хотя и буду совсем не оригинален в этом, что босса нова это  философия, мировозрение и наконец ворота открывающие огромный мир с названием «Бразилия». И если тебе понравилась музыка, то ты начинаешь интересоваться культурой и страной, где она появилась. Тебе стнаовится интересны те люди, которые придумали это. Кто они, о чем они думали и как это у них вышло?  
     Любое явление, как и любая река, имеет свои истоки. Когда-то мне казалось, что босса нова, как и вся латиноамериканская музыка существовала всегда. Ну, настолько всегда, насколько всегда существовала в моем сознании Бразилия и Южная Америка с жителями ее населяющими. Однако когда я начал интересоваться этим явлением более подробно, то выяснил для себя много интересного. Оказывается босса нове всего лишь пол века, а множество людей, стоявших у истоков музыки, которая «была всегда» еще живы! Это было действительно открытие и увлеченный я начал копать дальше…
     Появление босса новы, подобно появлению других великих открытий, когда идея вызревает в среде, в массах, витает в ноосфере, но делает открытие кто нибудь один. Отцом-основателем босса новы принято считать – Жуана Жилберто. Это было тогда. когда в Бразилию северным ветром занесло американский джаз. Жилберто с детства занимался музыкой, был увлечен бразильскими традиционными стилями, но и слушал джаз,  в частности квартет Джери Маллигана. Эксперементируя, Жилберто каким-то страным образом сделал сплав кул джаза западного побережья США с страдиционной самбой и изобрел наряду с воеобразной манеой игры на гитаре нечто непонятное, новое и удивительно красивое, что до этого никто никогда не слышал. В 1957 году  он произвел фурор в Рио, заимел множество подражателей среди молодых музыкантов, новый стиль музыки начал свое победное шествие, собирая под свои знамена массы поклонников. С начала его играли на виллах престижного района Рио, Ипанемы, но довольно скоро «новая джазовая самба» перешагнула его границы и наполнила собой арт кафе, клубы и улицы. Но по началу же все происходило не так гладко, как видится сейчас нам, все было как раз наоборот.  Жилберто потребовалось довольно много времени и конечно везения, чтобы о нем узнали тысячи. По сути это был типичный талантливый музыкант-раздолбай, который ничего кроме музыки не умел делать. По приезду в Рио никого не интересовало, чем он занимается. Однако судьбе было угодно свести его с Антонио Карлушем Жобимом, молодым композитором и оранжировщиком, который, как говорят был может быть единственным, кто оценил. что делал Жилберто. Но самое главное было в том, что  незадолго до знакомства с Жилберто, Жобим стал музыкальным директором звукозаписывающей компании "Odeon". С огомным трудом ему удалось уговорить руководство и получить разрешение на запись сингла с музыкой Жилберто. Сингл вышел с двумя композициями «Chega de Saudade» Жобима и «Bim-Bam» Жильберто. Неожиданно пластинка стала хорошо продаваться и вслед за ней был записан настоящий полноценный альбом «Chega de Saudade» с новой музыкой, не имеющий еще тогда какого либо названия. В духе того времени Антонио Жобим назвал ее «босса нова». В то время в Рио было популярно сленговое словечко «босса», т.е. «шишка» или «фишка». Оно обозначало что-то необычное, выделяющееся. Таким образом «босса нова» стала «новой фишкой», новым стилем, новой волной. На дворе стоял 1957 год. До появления на свет «Девушки из Ипанемы» и рукоплескания босса нове в Ньюйоркском Карнеги холле оставалось каких-то пять лет.
 





Tags: босса нова, статьи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments