kuznetsov_ru (kuznetsov_ru) wrote,
kuznetsov_ru
kuznetsov_ru

Исследование старых дорог началось.

Отдохнул, две недели никуда не ездил и как конь стал бить копытом. Человека, склонного к бродяжничеству и перемене мест не исправить. Отправился я сегодня исследовать головной участок старого Бирского тракта. Он же головной участок тракта Кунгурского, Казанского и Горнозаводского. Третье название условное и придумано мной. Вполне возможно, что это был один из множества параллельных главному сибирских трактов.
Старая дорога начиналась на западном перевозе через Белую. На этом месте ориентировочно сегодня находится Софроновская пристань и Затонский мост. Но не Деревенская переправа. Почему знаю? Да потому что до конца 19-го века Белая текла совсем по другому руслу. Это где сейчас затон, он же Старая Белая. А потом во время сильного наводнения случилась прорва и Белая стала течь вдоль кержацкого района Нижегородка. Вот так. Но этот самый нулевой километр нужно прояснить. А я поехал по Казанскому современному тракту, он же трасса М7, "Волга". До самого Подымалово дорога накладывается на древний тракт. Древний, ИМХО, потому что возник он скорее всего во время основания Уфы, то есть 450 лет назад. Наложившись, скорее всего, на древнюю Ногайскую/Булгарскую дорогу. Именно по этой дороге шло сообщение с Казанью в былые времена. Именно по этой трассе шел Старый Бирский  тракт.
После Подымалово дорога стала уклоняться севернее и за мостом через Кармасан, это крайняя точка, где дороги накладываются одна на другую, резко пошла севернее. Деревни Медведёрово-Киринеево-Ахлыстино. На карте Стрельбицкого, от 1873 года, эти деревни есть и через них проходит почтовый тракт. Почтовый тракт в те, былые, дожелезнодорожные времена был все равно, что нынче федеральная трасса. Только инфраструктура была четче и все работало как часы. Почтовые станции, ямы, этапы, конечно же. Гоньба шла день и ночь. Привет святой Руси от Монгольской империи)
За многие десятки лет, а тракт по словам местных жителей существовал еще до войны, дорога не исчезла, но превратилась в направление. Подсыпки не видно, канав тоже. Между прочим, в середине 19-го века подобные тракты оборудовались верстовыми столбами, вдоль них сажали деревья ( не просто так, а вспомните одну из повестей Белкина), подсыпали, рыли дренажные канавы. Но дороги идут все там же, где когда-то проходил тракт.
Между Киринеево и Ахлыстино это грейдер, а в остальном раскиселенный проселок.
После Ахлыстина я решил узнать, где был перевоз на ту сторону Белой, с выходом на Калинники. На карте это в районе острова Монастырский с выходом к обозначенной на карте деревне Монастырский Дуваней. Ее поглотили Калинники. Нужно выяснить, что за монастырь там был.
Для того, чтобы узнать, нужно было скатиться с горушки в пойму Великой Башкирской реки. Я решил, что чуть-чуть спущусь и далее загляну за кромку. Забыл, что можно и пешком сходить. Остановиться не получилось и по колее как по лыжне я скатился по маслянному говнолину в самую пойму. Невозможно передать словами тоску, которая обуяла меня под дождем в черном уремнике. Ибо шансов вылезти наверх было ничтожно мало. Там был такой косогор!
Однако Господь дураков любит и на четвертом варианте подъема мне это удалось. Позабыв печали стал снимать постзолотую осень и любоваться поймой Белой. Вскоре дождь закончился и показалось прозрачное осеннее небо. Счастье было на за горами.
Завтра продолжу.
зы. а дорога оказывается к Белой выходит совсем в другом месте, огибая косогор. Об этом можно было узнать, спросив любого прохожего. Жаль, что под дождем их не было)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments