kuznetsov_ru (kuznetsov_ru) wrote,
kuznetsov_ru

Хребет Нары. Путешествие к Хозяину Ветра. Окончание.

Задолбал наверное повествованием. Таки закончу. Дргие материалы подпирают)

Здесь на перевале, у кашкатюбинских полян навигатор показывал высоту более километра прекрасно ловил сотовый телефон. Все дело в том, что несмотря на кажущуюся глушь места, с востока от хребта Нары, у подножия горы Большо Ямантау располагался целый небольшой город - Межгорье. Вернее район его, называемый Межгорье Центральный. До него по прямой было не более 20 километров и с высоты прекрасно были видны жилые и производственные постройки. В том числе и копры шахт. Одна из производственных площадок Межгорья располагалась непосредственно в подгольцовой зоне и выше нее начинались серые россыпи, ведущие к куполу главной вершины Южного Урала.

Собственно что находилось там узнать было не трудно - город давно не был обнесен колючей проволокой. Да и военные от туда ушли. Все говорило о том, что строительство объекта завершено и лучшие времена Межгорья прошли. Зачем охранять заштатный населенный пункт, если все тайны скрывают недра горы Ямантау?

Связь была и телефон то и дело взрывался звонком. В этом был некий сюрреализм - идти по самой настоящей тайге, карабкаться по азимуту в сторону отрога Кашкатуры и решать попутно деловые проблемы. Звонили заказчики, звонили люди из пиар службы. С одной стороны вдруг понимаешь, что мир благодаря развитию телекоммуникации стал маленьким. с другой что толку от той мобилы, если случайно вылетишь на лежку задремавшего в тенечке "лесника"? вот и я о том же.

Южный отрог Кашкатуры

Вышли на огромную россыпь и начали карабкаться. По жаре да по крутику скакать - развлечение сомнительное, но подгоняло любопытство. Вот сейчас из-за перегиба перевала должен был открыться таинственный Скальный город, где скорее всего нас уже ожидал Хозяин ветра. Скальная громадина Кашкатуры занимала уже собой пол-неба. Настолько она рядом была громадной!

Последний привал у перевала. Жара, пот ручьями. Но в тайге зато есть заячья капуста - хорошая штука для утоления жажды. А еще уже поспела черника. Ура, чо! Нет в тайге ягоды вкуснее черники! Наберешь ее пригоршню и в рот закидываешь - вкусно!

Еще рывок и выскочили на гребень перевала. Слева от нас оказался отрог хребта Нары, за которым мы сегодня ночевали и оставили вещи. За ним не было видно ни Средней Тюльмы, ни места стоянки. Зато прямо, за понижением открывалось огромное салатно-зеленого цвета плато, "английская" лужайка и за ней из леса выступали группы скал. Тут и там. Это и был Скальный город. По прямо до него было не более двух километров. Но даже с такого расстояния он был многообещающе красив - скальные группы уходили за горизонт, за перегиб плато. И если верить карте - располагался Скальный город на огромной площади. Где-то там, в запутанных лабиринтах, покрытых лишайником скал обитал мифический Хозяин ветра. И неожиданно от него мы получили привет - посреди штиля вдруг налетел довольно сильный порыв ветра, зашевелил волосы. Был он приятен и неожиданно прохладен. Принес запах смолы и сладкий пихтовый настой. Вместе с чувством свежести появилось и острое чувство тревоги. Вот она цель пути, перед нами. Но что нас ждет там? Молчание островерхих зарослей пихтача среди скал было в ответ. Мы были как на ладони на спуске с перевала и тот, кому нужно наверное давно нас увидел...

Фрагмент Скального города.

Все закончилось весьма заурядно и просто. Не было никакого ураганного ветра, сметающего все на своем пути. Не было затмения разума и прочего сверхестественного колдовства. Не было тревожного блуждание между теснин скальных бастионов загадочного города. Все случилось гораздо раньше и куда быстрее и если там и был замешан Хозяин ветра, то он просто нас не пустил в этот город. Более того - он не подпустил нас даже в предполье - на громадную "английскую" лужайку, простирающуюся перед скалами.

В метрах ста от перегиба под ногами Андрея и Валеры, которые шли друг за другом (я ушел ниже, в зону леса) неожиданно поехал огромный плоский камень и увлек их вместе с собой. Грохот камнепада и крики я слышал прекрасно, но низкорослые елочки скрывали от меня драму. Хотя какая-то там драма? Ни занавеса, ни антракта. Все произошло очень быстро. В итоге хотя все и остались живы, Андрей заработал с большой вероятностью растяжение голеностопа и ходок из него теперь был совсем не важный.

Фрагмент Скального города

Кое как скатились мы в долину, за которой начиналось плато. Бухнулись у высохшего русла ручья и таки накопали в нем воды. Да, натуральным образом накопали - в эту великую сушь во влажном песке пришлось выкопать нешуточную яму, чтобы добраться до воды. Все-таки гора, как конденсатор работала исправно и ночами в горах было прохладно. В этом месте происходил выход на поверхность воды от вершин 1327 и 1340. Но вода, как я уже и сказал была весьма далеко. Основательно профильтроваф воду через мох, Валера таки набрал котелок и в тенечке мы испили чаю. Деваться было некуда - до Города оставалось еще километра два, день повернул на вторую половину и главной задачей была теперь дорога домой, ибо с травмой ноги по лесу не больно-то и находишься.

"Английская лужайка" перед скалами. Сам город уходит за перегиб и тянется там на значительное расстояние.

Еще сделав над собой героическое усилие, мы вскарабкались на горное плато 1327, самый лоб Кашкатуры. Если я еще не говорил, то названия "кашкатура" или "кашкатуба" - составные. "Кашка" в тюркских языках обозначает лысину, проплешину, светлое пятно на лбу у животного. "Тура" - вершина, "туба" - тоже самое, просто с разными характеристиками. Первая - обозначает сопку, вторая - наоборот плоскую вершину. Все наверное зависит от того, куда смотришь. Однако действительно по словам магнитогорского туриста, альпиниста и исследователя топонимики Южного Урала Бориса Прохорова, Кашкатура со сторону своими тремя вершинами походит на лоб животного с рожками. 1326 и 1340 рожки, а плато 1327 - лоб с метиной.

На плато отсняли все, что попало в объектив. Полюбовались напоследок Скальным городом. Валера рассказал, что у местных жителей это место называлось "дворики". Вернее не сами скалы, а поляны перед ним. Поскольку здесь когда-то посли лошадей. Поляны были огорожены и лошади ходили на естественном выпасе.

Долина перед "английской лужайкой"

Ночью снилась разная чертовщина. Уже утром, сквозь сон я услышал шум вертолета. Он пролетел над хребтом Нары и ушел в сторону Кузъелги. Кто там летел и с какой целью, опять же думать было лень. Эта была какая-то тенденция - второе утро начиналось с загадки. Однако впереди был путь домой.

Уже вечером, на лесном кордоне нас подобрал УАЗик, чем спас от еще 10-ти километров ходьбы по жаре. На этом вроде бы все и закончилось. Хотя, почему закончилось? Блажен и мудр тот путешественник, который находит в себе силы для того, что бы повернуть обратно у самой цели своего путешествия. В нашем случае нам пришлось повернуть. Но ног у нас еще много. Вот станет попрохладнее и обязательно сходим еще раз!

Один из "рогов" Кашкатуры - вершина 1326.

Вид на гору Копешка и Большой Шелом.

На плато 1327

Цепочка хребта Машак

Большой Ямантау.

Вид на южную часть хребта. Понижение - перевал Улу-Биль. Ближнее понижение - наш перевал. Где-то там наше временное пристанище и на березе висит как маяк мой оранжевый спальник.

Еще один "рог" Кашкатуры - 1340, высшая точка хребта Нары.

А вот такая она, Кашкатур в свете вечернего солнца.