kuznetsov_ru (kuznetsov_ru) wrote,
kuznetsov_ru
kuznetsov_ru

Весь Южный Урал. Продолжу. Теперь рассказы и очерки.

Давно я собирался это сделать, всче как обычно руки не доходили. А сделать я хотел раздел на сайте, гед публиковались бы рассказы, очерки, в общем литературные произведения небольшого формата, рассказывающие о Южном Урале. И вот таки я это сделал. А подвигло меня на это заочное знакомство с очень интересным на мой взгляд человеком, Рустамом Мавлютовым. Человек замечательно знает Южный Урал. Владеет темой и очень хорошо пишет. Это меня только в этом году осенило заняться историей башкир и геологией. Вообще если отбросить надоевшего всем хуже атомной войны Салавата, то история башкир очень интересна и захватывающа. Там столько всего. Ток у нас на государственном уровне ни фига ничего не делается.  А потому что присосались к кормушке всякие бездари, дующие в одну дуду. А между тем есть весьма интересные и самобытные люди. Рустам причем живет не в Уфе, а в Салавате. И так, встречайте, первый очерк на сайте "Весь Южный Урал", " Отчет о возвращении домой":

3 июня 2001г. Холодный июнь холодного года. Это потом, в Питере, я буду задыхаться во влажном тумане, а пока – твердый обложной дождь и – может и слышит ветер Ее молитвы – он не в лицо. Я не должен вернуться. Когда вернусь, то буду уже не тот я. Дорога пустынна, это другая земля, другой народ. Здесь почти не говорят по-русски, и каждую фразу мне приходиться переводить сначала на татарский, потом – на башкирский. Тракт, прорубленный еще при Екатерине II, и казалось, с тех пор не изменившийся. 90 км глуши, затяжных перевалов, глинистых разъездов, редких столбов от покинутых деревень и их старых лугов, глыб, брошенных окрестными скалами… 
Кулгунино. Стоит у магазина старик.

- haумыгыз!-

haумы.

- Давно стоите? 
- Второй день. 
- Что, не берут? 
- Да нет, машин нет. 
Вот так. Насквозь сырые, но, слава Богу, в местных магазинах есть печи, и их топят! И продавцы – не с какой-нибудь заправки Лукойла, а простые люди. 
- Куда едете? 
- Шульган. 
- Так пешком быстрее будет: Ялтаран, Калгасау – я за два дня доходил, но нужны сапоги болотные. Водка есть? 
Через 2 часа подъезжает «Урал», в кабине человек пять, причем один – лежа. Едут из Петровска, где ставили сруб. «Айда, поехали». Не слишком трезвый (точнее, совсем не) водитель, у каждого дома – остановка: «Ай, Хамза, друг, пойдем, гостем будешь, посидим, выпьем! Ай, ну пойдем, хотя бы чаю попьешь! Ехать надо? Ну ладно, чтоб без поломок!» (помню, в 99-ом, едучи здесь же на военном «Урале», пробили камеру, хоть и шли на пониженном давлении: не гравий здесь – валуны). Выехали из деревни, на середине подъема – остановка: «Пусть мотор остынет». Стаканчик, мутная желтая жидкость – одеколон. 30 км до Бретяка – 5 остановок. 
Видать, в кабине сидеть тесно, или то, что в кузове новые люди, но прямо на ходу оттуда перебирается мужик, за ним – другой. Курим. Конечно, « Приму – Усмань» - других сигарет здесь нет (только по спецзаказу на кордон потом привезут «Классику»). Периодически приходится голову кидать к коленям – даже на нашей скорости ветви бьют не слабо. «А вы, ребята, куда едете? Шульган? На работу или на экскурсию? А-а, это хорошо, что не на экскурсию? Туристы – плохие люди. Ну, мы до Бретяка, вот, пару человек в Новосаитово оставим. А машин сегодня не будет. Переночуете у меня, хорошо? Ладно, Мунир, не обижайся, пусть у меня остановятся. У меня жена дома, дети все разъехались, а у тебя что?- ты же холостой. У тебя в следующий раз, ладно? Не обижайся. Осторожно, сейчас будет яма». 
Бретяк, истоки Нугуша. «Ну, вы тут пока отдыхайте, телевизор – правда, всего один канал, сериал вот». 


далее продолжение здесь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments