kuznetsov_ru (kuznetsov_ru) wrote,
kuznetsov_ru
kuznetsov_ru

Отводные гребни.

Продолжаю тему водного транспорта, используемого в былые годы в горнозаводском хозяйстве.
Известно, что большие неудобства при транспортировке продукции, сырья или же при сплаве леса доставляли по берегам уральских рек скалы. Очень часто, так уж устроено течение рек с точки зрения физики-геологии, основная струя реки, стрежень выводил прямехонько на стоящий из воды утес. От прижима при малейшем промедлении уйти сложно. А если уж это тяжелая груженая барка, то и вовсе невозможно. Что чревато крушением.
Скал таких по уральским рекам великое множество. Что интересно, назывались они на каждой реке по своему. Если на Чусовой это всем известные Бойцы. То на Юрюзани - гребни, на Ае - притесы, на Белой - камни. Множество стоит таких памятников былого противоборства шкиперов и бурлаков со своевольными реками. Это и всевозможные Разбойники. А на Белой так и вовсе - Митрошкин камень. В память о шкипере Митрошке, запоротом здесь же, за то что разбил барку с железом.
В середине 19 века придумали ставить вокруг камней таких на караванных путях рамы из лиственичных бревен. Работами руководители горные инженера. Например на Ае руководство осуществлял знаменитый изобретатель русского булата Амосов. Но пока инженеров и средств на все не хватало в усмирении стихии посильную божию помощь предлагали священики. На горнозаводском Урале нормальным было, когда во время прохождения сплава леса или же транспортировки грузов, напротив наиболее злостных утесов стоял батюшка и читал отводную молитву. Чтобы значит божия сила отвела от опасного места. Утесы те так и носят названия Отводных. Например если на вскидку, то есть такой Отводной гребень на Симу, в Миньяре.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments