kuznetsov_ru (kuznetsov_ru) wrote,
kuznetsov_ru
kuznetsov_ru

Аверкиева яма.



Про жизнь старообрядцев раскольников можно рассказывать долго. Писать увлекательные книги. Снимать приключенческое кино. За далью лет для ныне живущих быт и нравы уральских старообрядцев подернулось ореолом сказочности и встало в один ряд со сказами Бажова.
Между тем, как и Павел Петрович Бажов описывал суровый быт горных заводов, так и в реальности быт староверов был весьма суров.
Старообрядцы бежали на Урал от притеснений с Белого моря, Оки, Волги. На южноуральских заводах они хоть и жили под присмотром властей, но процент их на некоторых заводах доходил до трети от общего числа населения. По глухим распадкам Зигальги, Машака, Наров, Таганая, Уреньги прятались скиты. Там селились отшельники скитники. Власти, конечно прилагали определенные усилия оп поиску и уничтожению скитов. Ибо частенько в них под видом старцев укрывались беглые каторжники и преступники. Да и не гоже по тайге плутать, бесконтрольно от властей. Однако поддерживаемые населением , да к тому же являвшимися зачастую духовными наставниками, старцы отшельники могли довольно безбоязненно обитать в глуши. Замаливая свои и чужие грехи.
Многочисленные пещеры тоже не пустовали. Во все времена служили они укрытием тем, кто по той или иной причине решил спрятаться от людей. Про старца Игната из пещеры Ямазы-Таш я уже писал. Сегодня же про старца Аверкия.

Пещера, ныне называемая Аверкиева яма, находится на левом берегу красавицы Ая, чуть выше Старой пристани. Здесь, в конце позапрошлого века, несколько лет в затворничестве проживал старец-отшельник Аверкий. Старца поддерживали богатые староверы из Айлино, братья Соснины. Старожилы рассказывали, что Аверкий явился к братьям и назвался кержаком, бежавшим из сибирской ссылки. Братья помогали Аверкию с провизией. Аверкий же внутри пещеры оборудовал станок и делал из сталактитов крестики.
Другие говорили, что был Аверкий вовсе не кержак, а беглый каторжник, татарин-конокрад. Третьи рассказывали, что не просто так братья Соснины кормили беглого. Будто бы бежал Аверкий из Сибири с казной, которую на время и передал братьям. А кто говорил, что была-то не казна, а золотой песок. Братья указали Аверкию пещеру, надеясь заполучить потом все богатство Аверкия. А Аверкий, как рассказывали четвертые, вовсе не был святым богомольцем, а любил пображничать да блуду предаться. Дескать, захаживали к нему в пещеру незамужние женщины. А как напьется, так бывало, выйдет на берег и давай песни петь над омутом. Словом Аверкий был и остается личностью в Айлино популярной и легендарной.
Сколько бы продолжалось житие Аверкия в пещере, только он однажды исчез. Куда делся Аверкий, не знали и саамы братья Соснины. Спустившись в 24-м году в пещеру, Айлинские комсомольцы нашли камену лестницу, вырубленную в спуске, каменную кровать да станок с обрезками металла.
Однако легенды на этом не заканчиваются, а только ширятся и обрастают подробностями. Теперь рассказывают о богатстве Аверкия. О судьбе клада и золота. О девушке Кате, утопившейся в омуте от несчастной любви к Аверкию. Но об этом в другой раз.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments